Суббота, 27.04.2024, 20:11
Сайт учителя математики Быхановой Юлии Викторовны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование современных педагогических технологий на уроке математики

Современные педагогические технологии на уроках математики

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)"

Главной задачей ФГОС ООО является развитие личности ученика через введение системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Меняются и технологии обучения.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся следующие современные технологии:

Информационно – коммуникационная технология

Технология развития критического мышления

Проектная технология

Технология развивающего обучения

Здоровьесберегающие технологии

Технология проблемного обучения

Игровые технологии

Модульная технология

Технология мастерских

Кейс – технология

Технология интегрированного обучения

Педагогика сотрудничества.

Технологии уровневой дифференциации

Групповые технологии.

Рассмотрим некоторые из них, которые я наиболее использую на своих уроках:

1) Информационно-коммуникативная технология

Информационные технологии могут быть использованы на различных этапах урока математики:

самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

использование тренировочных , информационно-справочных программ;

выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

использование компьютера для вычислений, построения геометрических фигур, графиков;

Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека, а значит, использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения, графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Формы использования ИКТ

В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах.

-мультимедийные сценарии уроков;

-проверка знаний на уроке и дома (самостоятельные работы, математические диктанты, контрольные и самостоятельные работы, онлайн тесты); сайт Учу.ру задания в игровой форме

-подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ(сайты Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР)

Привести примеры: с помощью программы "Живая геометрия"

изучении тем: Сумма углов трегольника, Неравенство треугольника, Сечения многогранников, Графики функций

 

2) Технология критического мышления.

Критическое мышление– это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

Критическое мышление – мышление самостоятельное

Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

Критическое мышление основано на убедительной аргументации.

Критическое мышление – мышление социальное.

Данная технология позволяет решать такие задачи, как:образовательная мотивация, информационная грамотность, социальная компетентность.

Данная технология способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.

ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.

Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.

Стадия осмысления нового материала(новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом. Причем «текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь учителя…

Стадия размышления или рефлексии.Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к нему.

Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает сложный мыслительный процесс. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

 

Приемы развития критического мышления:

Прием «Знаю – Хочу узнать - Узнал » (З-Х-У)

5-й класс. Тема урока: «Сложение,вычитание обыкновенных дробей»

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

am +bm = (a+b)m

am - bm = (a-b)m

*Как складывать дроби с разными знаменателями?

*Как вычитать дроби с разными знаменателями?

*Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями

*Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.

*Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.

*Алгоритм +, – дробей с разными знаменателями.

Данный прием предусматривает комплексный подход к изучению материала.

Учение начинается с активизации уже имеющихся знаний у учащихся. В первый столбец «Знаем» записываем идеи учеников, которые они предлагают.

Во второй столбик «Хотим узнать» предлагаем ученикам внести свои опорные мысли и идеи, которые у них возникли в процессе обсуждения темы. Затем при чтении нового текста, учащиеся пытаются найти ответы на поставленные вопросы. Особым требованием при этом является – записать сведения, понятия и факты необходимо своими словами, не цитируя учебник. После изучения темы, учащиеся соотносят полученную информацию с той, которая была у них в начале урока.

Прием «Кластер»

Данный прием – прием систематизации изучаемого материала в виде схемы. Прием «Кластер» является способом мотивации к размышлению или до изучения нового материала, или формой систематизации изученной информации при подведении итогов.

 

Прием «Синквейн»

Это пятистрочная стихотворная форма, которая помогает описывать суть изучаемых понятий в лаконичной форме, а также осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Правило построения синквейна:

1 строка– одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка– два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка– три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка– фраза, несущая определенный смысл.

5 строка– заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

При составлении синквейна, у детей развивается не только критическое мышление, но и образное. Данная форма работы направлена на развитие у учащихся творческих способностей.

Пример синквейна:

1.Контрольная работа.

2.Интересная, понятная

3. Пишем, строим, вычисляем.

4. Тетрадь для контрольных работ.

5. Математика.

1.Дроби.

2.Правильные, неправильные.

3.Решать, складывать, умножать.

4.Я умею решать основные задачи на дроби.

5.Легко.

Ромашка "Блума"

В центре ромашки учитель пишет тему, по которой будут задаваться вопросы. На лепестках ромашки написаны типы вопросов: Простые, Уточняющие, Объяснительные, Практические, Творческие, Оценочные. Каждый тип вопроса начинается с определенных слов (подсказка на лепестках). Учитель называет ученика, который выбирает одноклассника кому адресует вопрос, тот отвечает, затем второй ученик выбирает третьего ученика и адресует ему вопрос, и.т.д. Например, работа учащихся по теме: "Признаки делимости на 2,5,10":

Простые вопросы: -Какие числа делятся на 2(5,10)?

Уточняющие: -Верно ли я тебя понял, что если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5?

Объяснительные: - Почему сумма двух нечетных чисел является четным числом?

Практические:-Где используются признаки делимости?

Творческие: -Что было бы, если бы не были известны признаки делимости?

Оценочные:- Что тебе не понятно по данной теме?

Очень интересно проходит математическое общение, диалог, а может и даже спор детей друг с другом. Ведь вопросы задает ученик ученику, а не учитель ученику. Учитель играет роль координатора, контролирует процесс, корректирует вопросы. Можно использовать данный прием на любом уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Коучинговая технология

Использование коуч инструментов на уроках математики.

Чтобы повысить качество обучения, важно так организовать ребят на уроке, чтобы превратить их из пассивных слушателей в активных искателей знаний. Этому как раз и способствует применение коуч-техник: лист ожидания, шкала развития, колесо развития и т.д., на разных этапах уроков математики: этап формирования ожиданий обучающихся – определение цели, формат конечного результата; этап проработки содержания темы – создание опыта; этап закрепления нового материала, актуализации новых знаний, постановки домашнего задания – определения первых шагов к достижению цели.

Оцените свои теоретические знания по "Колесу развития". Для этого закрасьте каждый сектор на столько, на сколько вы знаете данное свойство(от 1 до 10). Можно ставить точки и соединять отрезками. Данный прием делают на этапе Актуализации знаний и Рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках;улучшение психологического климата; повышение концентрации внимания; снижение, уровня тревожности.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, нельзя однозначно сказать,что какая-то из них лучше,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. А самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.

Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание – «Все новое – хорошо забытое старое»

Категория: Мои статьи | Добавил: vip (29.03.2018)
Просмотров: 350 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Мой 6 Б класс
Мой 10-11 класс
СОИРО
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz